Главная
История
Создание
Жанры
Фестивали
Словарь
Об авторе

Кинословарь

а..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я

    Стереофония

- запись и воспроизведение звука с сохранением пространственного эффекта. При этом кинозритель получает возможность воспринимать звуковые акценты на фоне всего ансамбля, ощущать акустическую обстановку сцены (эпизода) в большей степени, чем при монофоническом звучании. В кино существуют различные стереофонические системы.

    Сценарий

(итал. scenario - сцена) - литературно-драматическое произведение, предназначенное для воплощения на экране, идейно-художественная основа будущего фильма (в кино и на телевидении). Решающая роль сценария в творческоп роцессе создания кинофильма обусловлена сложностью киноискусства и коллективностью работы в кино. Сценарий как особый род литературы и самостоятельная область творчества в кино сформировался сравнительно недавно, в 20-х годах XX века. Вначале сценарий представлял собой лишь элементарное описание последовательности сцен, необходимой для развертывания сюжета. По мере развития киноискусства он приобретал новые черты, а с приходом в кино звука окончательно сформировался как современный тип сценария фильма, сложились его эстетические принципы.
    Литературный сценарий определяет своеобразие художественного и жанрового решения будущего фильма. Идейный замысел воплощается в сложной системе драматургии произведения - в драматическом конфликте, в движении сюжета, в раскрытии характеров и т.д. Но сценарий при всей своей самостоятельности и законченности литературной формы существует прежде всего для последующего воплощения его в экранных образах. Эта образность заложена в сценарии, в единстве его элементов: ремарки, описательной части, диалога, закадрового текста (необязательно в каждом сценарии).
    В сложном процессе кинопроизводства возник относительно самостоятельный жтап разработки сценария - режиссерский сценарий, задачей которого является перевод литературной записи в творческо-производственную. На этом этапе сценарист вместе с режиссером разрабатывает производственное решение фильма, уточняет решение каждой сцены, определяет съемочные объекты - сцены или группы сцен, снимаемые в одном и том же месте, в декорации или на натуре. Важным признаком режиссерского сценария является метрирование сцен, которое определяет общий объем будущего фильма, а также его ритмический строй, темп.
    В режиссерском сценарии определяется монтажное решение всего фильма и отдельных его сцен, способы съемки различных объектов, планы, ракурсы и т.п. Главное же значение режиссерского сценария заключается в том, что он полностью выявляет идейно-художественную концепцию будущего фильма, основанную на литературном сценарии, определяет работу всех участников сложного коллективного процесса создания фильма. Формы записи режиссерского сценария в современном киноискусстве многообразны и существенно различаются в практике кинематографий различных стран и режиссеров.

    Съемочная группа

- коллектив творческих и административных работников, организуемый на время постановки конкретного фильма. Основной состав съемочной группы: автор сценария, режиссер-постановщик, режиссер, помощник режиссера, оператор-постановщик, оператор, художник-постановщик, художник по костюмам и их ассистенты, художник-гример, звукооператор, монтажер, оператор и художник комбинированных съемок, директор съемочной группы, зам. директора, администраторы и вспомогательные службы - костюмеры, реквизиторы, светотехники и другие. Творческой работой руководир режиссер-постановщик, производственной деятельностью - директор съемочной группы - основное творческо-производственное звено студии.
    Съемочная группа осуществляет постановку фильма на основе утвержденных режиссерского плана, календарно-постановочного плана и генеральной сметы. После окончания производства кинофильма съемочная группа расформировывается.

    Сюжет

- предмет изображнеия, внутреннее содержание действия. Сюжет как основа сценария берет начало в литературном замысле, системе отношений между героями, в процессе развития конфликта. Он социально-историчен, но в то же время это вымысел. Сюжет в кино может строиться как на драматическом конфликте, так и на наблюдении жизненных событий. Киноискусство активно разрабатывает выразительные возможности этих типов сюжета и вариации их совмещения. Кинодраматург формирует сюжет на основе конкретного жизненного материала. Формы сюжетостроения разнообразны, как и темы, жанры, характеры.

    Типаж

- непрофессиональный исполнитель роли в фильме, обладающий специфически выразительным обликом. Если в фильме используется только внешняя выразительность профессионального актера, говорят, что актер используется типажно. К типажу прибегают в тех случаях, когда необходимо воссоздать на экране особую достоверность внешнего облика и поведения персонажа, сформированную условиями жизни. Типаж обычно изображает самого себя, и режиссеру важно добиться естественности его поведения перед объективом. Типажей чаще занимают в эпизодических ролях и массовках.

    Титр

(франц. titre - заглавие) - надпись в фильме. В немом кино титры заменяли реплики, сообщали о времени, месте действия, о намерениях, особенностях персонажей и т.п. С появлением звука титры были вытеснены звучащим словом героев и закадровым голосом автора. Однако и в современном кино для раскрытия замысла они иногда используются как авторский комментарий, ввод в новый эпизод.
    Заглавные титры - это марка киностудии и перечень основного состава творческой группы, создавшей картину. Иногда на первый план выносятся имена популярных исполнителей главных ролей.
    Основной титр - название - играет важную роль для понимания фильма. Название отражает авторское решение картины ("Искупление", "Одержимость"), обозначает героя ("Форест Гамп", "Шоу Трумана"), своеобразие главных событий ("Праздник Любви"), сюжетную ситуацию ("Однажды в Америке"), отображает жанр ("Ирония Судьбы Или С Легким Паром", "Что Скрывает Ложь"), отличается поэтической условностью ("Разрисованная Вуаль", "Мои Черничные Ночи"), характеризует образную трактовку подлинных событий ("Раскол", "Сквозь Вселенную"). Заглавный титр может находиться не только в начале фильма, но и являться пограничной чертой между прологом и самой картиной.
    Субтитры (лат. sub - под) - вспомогательные надписи, которые применяются для перевода недублированных картин, и также и других целей, например для глухих.

Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009
счетчик посещаемости